Рецензия на фильм «Убить священника» (1988)


Постер фильма

Фильм Агнешки Холланд о знаменитом в Польше священнике Ежи Попелушко, которого смертельно избили и выбросили в водохранилище реки Вислы в 1984 г. Кто же такой Ежи Попелушко и почему власти так топорно ликвидировали его?

Напомним, что в начале 80-х гг. к власти в Польше приходит генерал В.Ярузельский, ставший Председателем Военного Совета национального спасения, который ввёл военное положение и интернировал лидеров оппозиционного объединения профсоюзов «Солидарности». Церковь в Польше была именно тем местом, где оппозиционно настроенные люди могли собраться и высказаться относительно свободно про политику. Сам священник Ежи Попелушко был анти-коммунистом, активным сторонником «Солидарности» и даже стал капелланом профсоюза. Его проповеди транслировались по радио «Свобода», что в том числе увеличило его популярность в стране. Естественно, в таких условиях священник Попелушко становился опасным для государства и рассматривался в качестве потенциальной опасности со стороны спецслужб.

После короткой исторической справки вернемся к самому фильму. Режиссер фильма Агнешка Холланд, полячка, сбежавшая из страны в 1981 году и следившая за событиями в Польше, не могла остаться равнодушной к убийству со стороны властей популярного представителя церкви. Образ Попелушко взят за основу, хотя в фильме не произносится его имя. События в жизни и в фильме перекликаются и то, что происходит на экране, напоминает реальные события.

На главную роль отца Алека пригласили британского актера Кристофера Ламберта,  известного зрителю с фильма «Горец». Ламберт старается воплотить на экране сострадание, любовь к ближнему и даже незнакомцам, бесстрашие, принципиальность. К слову сказать, характер священника раскрывается по ходу фильма. Единственное, что остается за кадром его антикоммунистическая деятельность в те годы.

Отец Алек

Главным антиподом священника Алека становится сотрудник спецслужб Стефан, который возглавляет в IV департаменте (специализировавшийся на борьбе с польской католической церковью) спецгруппу «D», занимавшуюся акциями «неофициального насилия». Исполнителю этой роли Эду Харрису удалось изобразить лютую ненависть к церкви и Попелушко в частности, амбициозность, вспыльчивость и пренебрежение законными методами. В фильме показывается, что жена поддерживает его работу, а сын задает неудобные вопросы и возлагает на отца ответственность за его изолированность от других ребят. Внимание, спойлер! В какой-то момент даже непонятно, почему импульсивный Стефан старается помочь священнику Алеку, что потом показывает в качестве доказательства его руководитель. Неужели, Стефан сомневался в правоте своих замыслов и действий?

Стефан

Помощники Стефана в группе Феликс и Игорь раскрываются в фильме по-разному и эти образы продемонстрированы с противоположных сторон. Если Игорь приходит в смятение и недоумевает по поводу содеянного со священником, то молодой и (по репликам голубой) Феликс вовсе не испытывает угрызения совести и переживает только за свою конфиденциальность.  К слову, стоит отметить, что эти два образа имеют меньшую схожесть с реальными участниками убийства.

Кроме вышеуказанных персонажей интересно также наблюдать за Джозефом и его супругой Анной, которые поселились у священника Алека. Если Джозеф выступает в качестве водителя и призывает к продолжению борьбы, то Анна втайне симпатизирует отцу Алеку и даже хочет провоцировать его на грех (увидите сами!).

В фильме из известных актеров того времени можно назвать Дэвида Суше, сыгравшего роль епископа и известного большинству зрителей воплощением роли бельгийского детектива Пуаро и Джосса Экленда, воплотившего образ полковника и начальника Стефана.

Музыку к фильму написал знаменитый французский композитор Жорж Делерю. Она гармонирует с происходящими на экране событиями и прибавляет драматизма и трагичности.

Фильм впечатляет своей детальностью и попыткой раскрыть мотивы, персонажи и их характеры, и в этом плане работой режиссера можно удовлетвориться. Некоторые эпизоды иногда кажутся излишними, но они добавляют краски и носят символический характер. Стоит подчеркнуть, что роль злодея получилось более яркой и запоминающейся, а роль священника осталась немного в тени.

Рекомендую смотреть фильм, предварительно ознакомившись с историей Польши нач. 80-х гг., чтобы больше понять происходящее на экране. И да, при просмотре подготовьтесь к насилию и предательству.

С вами был блогер Турал Туран. До встречи в следующих постах!    

На моем канале в Телеграме есть как статьи из блога, так и аналитические материалы. Для более активных подписчиков советую обратить внимание и подписаться на https://t.me/turalturan

Все посты здесь публикуются также и на странице на Фейсбуке —https://www.facebook.com/turalturanblog.  Ставим лайк и подписываемся, чтобы быть в курсе последних публикаций и поддержать труд блогера!

Оставьте комментарий